• • •

…Однажды Фаина Раневская была в Лувре. Стоя перед картиной Леонардо да Винчи, она услышала слова подошедшего мужчины, высказавшегося в том смысле, что «не понимаю, почему все так восхищаются этой Джокондой? Мне она совсем не нравится!» Обернувшись к автору реплики, Раневская сказала:

— Сударь, эта женщина пленила уже так много мужчин, что может себе позволить кому-нибудь из них не понравиться.

Этот анекдот подчеркивает сразу две вещи: широко распространенное мнение о красоте картины и менее широко известную разницу в представлении о красоте женского лица в современном мире и во Флоренции XV столетия. Мона Лиза нарисована с выбритыми бровями и выбритым лбом – это считалось красивым!

Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Мона Лиза, Леонардо да Винчи

Однако ценность картины как произведения искусства не сводится к стандарту женской красоты. Художественной целью Леонардо было не изображение фотомодели, а создание живого и одухотворенного человеческого лица. Между прочим, без слова «одухотворенность» ни один искусствоведческий анализ картины не обходится. Посмотрите на картину непредвзято – и вы сразу же поймете, о чем идет речь. Но еще лучше, если будет возможность сравнить «Мону Лизу» с современной ей флорентийской живописью: ни у одного из художников Возрождения невозможно найти настолько живого лица!

Но вот в чем вопрос: какими живописными средствами достигнуто впечатление одухотворенности? Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. Sfumato – «дымка», «туман», или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Если сравнить его манеру письма с флорентийской живописью кватроченто, то особенности, достигнутые с помощью сфумато, станут видны как на ладони. Достаточно того, что живопись кватроченто – это не только искусство перспективы, но и искусство контура. На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана».

Еле уловимая дымка, размывающая и смягчающая силуэтные линии, и есть то выразительное средство, которое делает улыбку Джоконды столь мягкой — и столь таинственной. Улыбается она или нет? И чему? Собственно, получившийся эффект погруженности в свой внутренний мир и пленил эпоху, которая только-только начала открывать для себя сам факт наличия индивидуального внутреннего мира! Между прочим, современниками Леонардо были Лютер и прочие протестанты, основной идеей которых было индивидуализировать веру, так чтобы личное взаимодействие с Богом оказалось в сфере возможного, а не еретического. Что из этого вышло – другой вопрос, но первоначальная установка протестантизма проистекала из стремления к индивидуализму личности, который иначе как через религию тогда не осознавался.

Кроме сфумато, огромную роль для создания «одухотворенности» играет пейзаж, открывающийся позади Моны Лизы. Пейзаж тоже утопает в дымке – и становится как бы не совсем реальным, как будто воображаемым; он больше похож не на настоящий пейзаж, а на воспоминание или фантазию, а то и на сновидение. Все эти вещи имеют психологическую, а не физическую природу, все они – признаки того, что мы заглянули вглубь того, что именуют «внутренним миром», в чью-то индивидуальную вселенную.

А, кстати, в чью же? Кто такая Мона Лиза? На этот вопрос существует не менее 10 вариантов ответов, среди них можно найти экстремальную версия, что это сам художник в женском образе. Впрочем, самым очевидным и простым все-таки остается предположение, подтвержденное документально: это портрет Лизы из семьи Герардини, ставшей женой видного флорентийского торговца Франческо дель Джиокондо, заказанный художнику в 1503 году. Историю написания полотна великолепно изобразил Д.С. Мережковский в книге, посвященной Леонардо. Таинственность духовной влюбленности и необыкновенной, опрокидывающей все социальные границы, близости блестяще описана высочайшим авторитетом в этом вопросе: брак Мережковского и Зинаиды Гиппиус до сих пор остается одним из самых невероятных образцов духовного союза! И тот факт, что художник не отдал картину заказчику после внезапной смерти его жены, становится как-то естественно понятен и объясним. А так же и то, что Леонардо до конца своих дней считал картину незаконченной и не желал с ней расставаться. Мережковский рисует сцену посещения мастерской Леонардо французским королем Франциском I, на попечении которого старый живописец доживал свой век. Очарованный Джокондой, король пожелал ее купить за большие деньги. Леонардо отказал! Это была дерзость неслыханная! Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне. Король решил простить выжившего из ума, как он полагал, старика, а знаменитый портрет в конце концов оказался в Лувре.

Леонардо был первым, кто покусился на «внутреннее». После него были Вермер, Рембрандт, так называемый реализм, а также импрессионизм, исследовавший проблемы восприятия… Сейчас ни один безумец не возьмется за такое дело: нарисовать в портрете внутреннюю вселенную. Все знают, что «миссия невыполнима» – ведь вселенная бесконечна! И «Джоконда» остается великой попыткой сотворить несотворимое, отсюда и ее пресловутая «загадочность».

Е. Нистратова специально для 1001kartina.su

Краткое описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи

ОтстойРулезз (+1 рейтинг картины, 1 голосов)
Загрузка...

Мона Лиза Леонардо да Винчи: 6 комментариев

  1. Уведомление: Сочинение по картине Черный круг Казимира Малевича * 1001 картина

  2. Уведомление: Сочинение по картине Молочница Вермеера Дельфтского * 1001 картина

  3. Уведомление: Сочинение по картине Портрет М.И. Лопухиной работы В.Л. Боровиковского * 1001 картина

  4. Уведомление: Сочинение по картине Мадонна Литта Леонардо да Винчи * 1001 картина

  5. Спасибо за сочинение я его ПОЛНОСТЬЮ скопировал слово в слово, а своими словами ничего не добавлял!!! ПРОЩАЙТЕ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *