Сочинение по картине «Молочница Вермеера Дельфтского»
написано только для 1001kartina.su,
этот текст нельзя размещать на других сайтах.
Но мы сделали кнопки «Поделиться» специально для тех,
кто хочет рассказать об этой картине
на своей страничке.
• • •

Галерею женского портрета продолжает известнейшая картина Вермеера.

«Молочница», или «Служанка с кувшином молока» — знаменитая картина Яна Вермеера из Делфта. Пожалуй, она даже более популярна, чем его же «Искусство живописи». А между тем она проста как правда – как голая, сермяжная правда. Стоит девушка, льет из кувшина в миску молоко. На столе – корзинка с хлебом, на стене – плетеный короб и жестяной фонарь, на полу – грелка для ног в виде ящичка. Из окна на беленую стену льется белый свет. Всё!

Молочница, И. Вермеер

Молочница, И. Вермеер

Вермеер открывает бесконечную глубину, спрятанную в каждой обыденной вещи. Но при этом в изображенных им вещах не скрывается ничего сверхъестественного – только то, что представляет собой эта вещь. Только молоко. Только плетенка. Только побелка на стене. Только синий фартук служанки. Но глубина – или, лучше сказать, наличность, присутствие этой вещи настолько сильно, настолько ошеломляюще, настолько бытийственно, что каждая вермееровская вещь бесконечно мистична. Мистика заключена не в каком-то ее особом содержании, не в связанной с ней истории, не в романтическом переживании, сопряженном с ней (как это чаще всего бывает у других художников, даже в жанре натюрморта), а в ней самой как таковой. Поразительно, как ему это удается?!

Основное средство, которое использовал художник – это, как ни странно, краски, их цвет и текстура. Присмотритесь к теням в картине – они цветные, и в них так много синего, голубого, что синий передник молочницы буквально сияет торжествующей синевой. Синий – цвет сосредоточенности, углубленности, и он оттеняет медитативное движение девушки, ее поглощенность своим движением, ее полную отдачу тому, что она делает: она наливает молоко. Она наливает молоко так, как пьет чай мастер дзен. «Какое великое чудо вы можете совершить?» – спросили у мастера дзен. «Я каждый день совершаю великое чудо, — ответил он. – Когда я ем – я ем, когда я сплю – я сплю».

Вермеер был одним из первых европейских художников, обнаруживших, что форма, толщина, направление мазка являются действенными выразительными средствами, передающими тончайшие особенности и нюансы фактуры. Мазки делфтского мастера ювелирно точны и бесконечно разнообразны. Для каждого предмета, для каждой фактуры и поверхности предназначен свой мазок. В свою очередь, фактура предметов делает их тем, что они есть. Своей фактурой они предельно выражают сами себя, и ничего более. Плетенка становится плетенкой, молоко – молоком, а свет – светом. И в этом – чудо живописи Вермеера.

Свет становится светом, и в то же время освещенность создает предметы. Вермеер чувствовал это кожей. Или кистью? Свет в его картинах поразителен тем, что он настоящий, убедительно естественный, глубоко связанный с предметами. Он проявляется как характеристика предметов, вещей – ничего более. Но не так же ли проявляется Бог? Всего лишь как неуловимая одушевленность – и ничего более. Молочница окутана светом и тенями – как иным модусом того же света. Слева ее светлый силуэт выделяется на фоне затененной части стены, а справа ее силуэт темен, и его фоном становится освещенная стена. Продуманный, подчеркнутый контраст (для выразительности темный контур тела обведен тонкой белой линией) помещает фигуру в живую световую среду – она существует! Не так же ли мы видим людей, предметы и вещи – в постоянной, бегучей перекличке теней? Не будь этой беготни освещений, на которую мы не обращаем внимания, что бы мы увидели? Вермеер предпочел во всем видеть важнейшее – жизнь света.

Е. Нистратова специально для 100kartina.su

Краткое описание картины Молочница Вермеера Дельфтского

ОтстойРулезз (+2 рейтинг картины, 2 голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *