…По свидетельству С.М. Варенцова, ученика В.В. Пукирева, некая молодая девица Рыбникова, родом из небогатого семейства, которую художник считал своей невестой, в 1861 году была выдана замуж за богатого старика, причем художнику волей обстоятельств пришлось быть шафером на этой свадьбе. Неизвестно, насколько серьезным было жениховство Пукирева; может быть, воображения и романтического пафоса там было больше, чем реального действия. Однако именно романтический пафос, увидевший в бытовом происшествии трагедию, и принес в конце концов славу молодому профессору Академии художеств.
Одной из самых примечательных и выразительных черт картины являются ее размеры: все фигуры изображены в натуральную величину. Стоит ли упоминать, что подобного масштаба прилично было удостаивать лишь героев древности, но никак не современных персонажей низкого бытового жанра? Размерами полотна художник как бы уравнял в правах трагедию мифологическую и трагедию обыденную, так что последняя «выросла» настолько, чтобы ее смогли, наконец, разглядеть! И что же? Разглядели и оценили: до сих пор в сети можно обнаружить немало текстов, описывающих картину Пукирева в самых патетических, мрачных и высокопарных словах.
Другой находкой художника было освещение сцены венчания: падающий слева яркий свет, совершенно неестественный, театральный, выхватывает из окружающей тьмы заплаканную невесту. Ее белое платье становится композиционным центром, привлекающим к себе взгляд. Каждая деталь кружева на нем выписана с особой тщательностью, характерной для парадного портрета (между прочим, Пукирев специализировался именно в портретном жанре), так что платье удачно и впечатляюще контрастирует с покрасневшим лицом, опухшими от слез глазами, и вялой, безжизненной рукой невесты.
Трагедия юного существа помещена в достойную оправу: равнодушные или праздно любопытствующие лица гостей, надменный и самодовольный, расфуфыренный жених-генерал – в общем, «свинцовые мерзости жизни», подавляющие все светлое и прекрасное. И над всем этим высится обличающая фигура отвергнутого Пукирева, выступающего одновременно в двух ролях – героического борца с несправедливостью в русском духе и непонятого, с возвышенной душою, страдающего (и негодующего) юного Вертера в духе немецком, готового умереть ради чистоты вымечтанного идеала.
Впрочем, ни сам художник, ни его современники не настроены были иронизировать; да и на современного зрителя картина производит неизменно волнующее впечатление благодаря с невероятной точностью угаданной мере, в которой сочетается романтически-трагедийное и трагически-повседневное. Слегка деланное, «постановочное» негодование отвергнутого художника обретает ноты искренности и становится более чем уместным.
В первой половине марта в Москве проходит свадебный фестиваль! Сайт его http://wedway.ru/. Лучшие свадебные фотографы, и не только фотографы. Зарядитесь настроением, если вам предстоит в скором времени участвовать или организовывать торжество!
Уведомление: Сочинение по картине Портрет М.И. Лопухиной работы В.Л. Боровиковского * 1001 картина