Мир казался ему агрессивным. Цвета, краски, объемы, фактуры, выпуклости, формы, поверхности — каждый квадратный сантиметр мира порождал в его душе бурную реакцию, почти непереносимый по силе и яркости отклик. Приехав в Париж, молодой антверпенский художник Ван Гог, привыкший на родине писать темными красками, встретился с пестрым, брызжущим, сверкающим миром импрессионистов: впечатления, впечатления, впечатления! В красках, формах, мазках и линиях нужно запечатлеть не столько натуру, сколько эмоцию, возникшую при взгляде на натуру. Эмоция — это прежде всего свет и воздух, это переливчатость и дуновение, это рефлексы и отражения.
«Нет, не то…»
Цвета на картине «Ночное кафе», написанной в Арле в 1888 году, выглядят сумасшедшими, безумными: раздражающий диссонанс кроваво-красного и ядовито-зеленого должен, по мнению художника, обнажить перед зрителем засасывающий, зловещий мир неуправляемых человеческих страстей. В противовес импрессионистической тяге к естественному дневному свету, Ван Гог открывает мир искусственного освещения: висящие под потолком огромные лампы становятся главными персонажами картины. Зеленое и красное внедряются в ореолы густого, холодного желтого цвета вокруг ламп — аляповатых, настырных, доминирующих. От ламп исходит Искусственность, буквально заливая все пространство кафе: пол, конторка, бильярдный стол приобретают лимонно-зеленоватую бледность, символизирующую нечто нездоровое, лихорадочное, безжизненное, при этом навязчивое и губительное.
«Этот цвет, — писал Ван Гог о своей картине, — нельзя назвать локально-правильным с точки зрения реализма господ подделывателей природы; этот цвет внушает волнение человеку с пылким темпераментом». Цитата показывает, насколько далек был художник от жизнеутверждающей живописи своего времени: не im-pression, а ex-pression, не мягкое световоздушное впечатление, а бурная, брутальная, фактурная выразительность. В картине «Ночное кафе» впервые был утвержден принцип изобразительности, впоследствии названнный экспрессионизмом.
Е.Нистратова