Леонардо был из тех художников, кого прежде всего привлекала формальная сторона искусства. Его часто называют экспериментатором, потому что он только тем и занимался, что искал способы передачи тех или иных вещей в живописи. Искал формы – формальные средства. Например, его чрезвычайно интересовало, как передать на плоскости картины объем, трехмерность. Если б не его разработки, появилось бы 3D? Риторический вопрос.
В Джоконде художник использовал прием сфумато, а в более ранней Мадонне Литта он пытался передать впечатление трехмерности благодаря особой позе, придаваемой изображенным фигурам. Особой не потому, что особо вычурной или изогнутой – нет, поза, по его мысли, должна была быть исключительно, абсолютно естественной! Но при этом она должна была быть такой, чтобы через нее появлялся объем, оптическое впечатление объема. Отсюда и количество рисунков с Мадонной и Младенцем – Леонардо искал наиболее выигрышную позу, исходя из гениальной гипотезы: положение тел Мадонны и Младенца должно быть вписано в пирамиду, угол которой выступает на зрителя.
Посмотрим на Мадонну Литта: мать и младенец нарисованы так, что образуют пирамидальную конструкцию. Голова Мадонны (ее геометрическая вершина) является вершиной пирамиды. Левая грань образована линией, которую можно провести от лба (чистого и прекрасного!) Мадонны ко лбу младенца, и далее она продолжается складкой плаща, свисающего с правой руки. Правая грань пирамиды – линия шеи, плеча и линия плаща, немного срезающая угол и смягчающая жесткость конструкции. Если провести линию от верхней точки головы Мадонны до правой коленки младенца, то это и будет выступающая грань пирамиды. Задача решена!
Леонардо сделал эскиз – его рисунок, являющийся подробным наброском будущей картины, сохранился. Сохранились также подготовительные рисунки его ученика Больтраффио с изображением младенца. Мастер не очень-то любил доводить дело до практического завершения после того, как находил разгадку основной головоломки. Остальное поручалось ученикам. Хотя над головой Мадонны наверняка трудился сам Леонардо: полуулыбка, образованная туманным сфумато в уголке рта Мадонны, это ноу-хау, фирменный знак Мастера. А мясистый младенец принадлежит кисти Больтраффио, который так и остался тяжеловесным ломбардцем (как говорит А. Бенуа), несмотря на годы обучения в мастерской утонченного флорентийца Леонардо.
И напоследок: Литта – это не имя Мадонны. Имя Мадонны – Мария. Литта – графское семейство из Милана, продавшее Эрмитажу «Мадонну с младенцем» кисти великого Леонардо да Винчи в 1865 году за 100 тысяч франков.
очень высокая духовность прозрения,благо-дарю!