«Царевна-Лебедь» Врубеля – демоница. Так же, как и его «Демон» – демон. Но это не маркирует их как существ окончательно плохих, дьявольских. Я думаю, Врубель был одним из тех, кто попытался рассмотреть тему «иного», нечеловеческого, не как противостояние двух миров – божественного и дьявольского, а как тайну. Как тайну ИНОГО.
Нет никакого светлого и темного. Есть нечто, чего мы не понимаем, что нам трудно постичь. Или даже невозможно. Есть нечто, что не поддается упорядочиванию с помощью нашей, человеческой, шкалы дуальностей. Есть нечто, что никак не получается объяснить, классифицировать, разложить по полочкам, расшифровать, растолковать, разрисовать схемками, наглядно, убедительно и популярно продемонстрировать. Есть нечто недоступное – взгляду и разуму. И оттого оно представляется враждебным, искусительным, страшным, опасным, извращенным, непобедимым. Или, наоборот, прекрасным, благодетельным, просвещающим, добрым, умиротворяющим и исцеляющим. ИНОЕ, которое в принципе непонятно, предстает как его отношение к нам. Как оно к нам направлено – вредит или помогает – таким якобы и является. Отсюда и происходит разделение доброго и злого, различение темного и светлого.
А каково оно на самом деле? Царевна-Лебедь, по сказке добрая помощница князя Гвидона, какова она по-настоящему? Признаемся себе: по-настоящему она – ведьма. Демоница. Недаром же коршун ее хотел истребить! Не из ревности же, правда? И не потому, что она за него замуж идти отказалась. А потому, что она – сильная и знающая волшебница, могучая чародейка. Принадлежит ИНОМУ – тому, о чем нам ничего не ведомо. И правда, про князя-то Гвидона нам все известно – и про мать-отца, и про теток завистливых, и даже про сватью бабу Бабариху. А про эту девицу, что «днем свет Божий затмевает», ничего не известно. Откуда она, кто? «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет…» И все.
На картине ИНОЕ – везде и всюду, словно дух его и запах, цвет и свет, мерцание и блистание Врубель специально старался уловить и запечатлеть. И таки ему это удалось: черно-фиолетовый закат, черные тени в небесах и подножьях скал, сизые холодные блики на белом одеянии-оперении Царевны – все это дышит ИНЫМ, все это – опасно, жутко, студёно, не человечно. Во всем этом есть что-то еще, что-то между строк, между мазков, что-то, о чем не сказано напрямую, что не изображено, не представлено, не видно. Потому что оно непредставляемое, невидимое – ИНОЕ. Страшно!
Вглядеться в огромные, инопланетные глаза Царевны – страшно. Она из другой вселенной. Даже не приходит в голову измерять ее по привычным лекалам человеческой красоты – она не красавица. И в то же время красота ее – несомненна, оглушительна, ослепительна, демонична. Неудивительно, что князь сразу же захотел на ней жениться: он как упал в ее глаза, так больше и не очнулся. Глаза ее – гибельны, если только ты не колдун, не маг, сильный несказуемой силою, для которой лебединые чары – рябь на поверхности, бриз морской, не стоит беспокоиться.
Интересно, смог ли князь Гвидон противостоять своей силой – силе Царевны? «Ведь жена – не рукавица: с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь,» — предупреждала его она. Впрочем, это другая сказка, а с картины Врубеля смотрит на нас девушка-оборотень, стряхивающая с себя лебединое оперение. Она ни злая, ни добрая, ни светлая, ни темная – она ИНАЯ. Попробуй-ка, сладь с нею! Известно, что первоначальным замыслом художника было что-то вроде портрета его жены Н.И. Забелы-Врубель, исполнявшей партию Царевны-лебеди в опере Римского-Корсакого в Частном театре С.И. Мамонтова. Однако ж далеко ушел живописец от своего замысла, ох как далеко! Увлекла его Лебедь, зачаровала, заколдовала…
Е. Нистратова для 1001kartina.su
На днях купила альбом картин Врубеля, чтобы рассмотреть Лебедь поближе, больно уж запала она мне в душу с детства, лет с шести…По «случайному» совпадению наткнулась на информацию о нефилимах, или рефаимах, детях, рожденных земными девами от падших ангелов…А она ведь и есть нефилим…Белокожая, с крыльями…Форма лебеди — лишь прикрытие…Нефилимы по большей части были порочными существами, от ангелов у них остались лишь крылья, прекрасный лик и непомерная гордыня, которая породила другие пороки, один из которых — сладострастие. Они были враждебны людям.. Но вот смотрю на Лебедь…Гордыня ли? — Нет. Сладострастие? Нет! … Но Вы правы, она — Иная, из другой сферы…ни добрая, ни злая…