Картина молодого тогда художника Игоря Грабаря потрясла публику в начале прошлого века.
Это мы видим каждую весну. Грабарь не изображает фотографически освещенную весенним солнцем березу — как всякий настоящий живописец, Грабарь передает нам впечатление берез!
Сам художник описывает встречу с дивным в своей простоте и ясности пейзажем так.
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
Это стоило бы зазубрить, заучить и повторять всем пытающимся разобрать на части пейзаж, путаясь в оттенках голубого.
Отметим тени в правом нижнем углу картины, помогающие передать перспективу и глубину пространства. Ведь березы выстроились рядами :)
Колорит очень точен, при том, что собственно картина выдержана в импрессионистской манере, и есть особенность — небо над головой — темное. Это цвет воздуха, цвет атмосферы, если убрать отраженное солнечное освещение, только вот как его увидел Грабарь?
У ствола дерева — ямка, снег протаивает. Изысканная деталь. Дальше от зрителя художник не утруждает себя такими деталями, да и не надо.
На заднем плане виднеются темно-зеленые деревья — это усиливает впечатление от берез, берез, берез…