Гора Ай-Петри, символ Южного Берега Крыма, у каждого своя, но большинство глядит на гору снизу. Иногда прямо на стену, иногда чуть сбоку. Вид, изображенный Левитаном, мог бы быть усмотрен из Гаспры. Однако художник рисует не все, что видит глаз, так могла бы увидеть разве что птица — или телеобъектив на фотоаппарате. Почему он так делает, непонятно.
Выигрышные, декоративные зубцы Ай-Петри скрыты облаками. Возможно, Левитан их и не видел. Возможно, это этюд, случайный, разовый.
Сосны на этюде ну вот именно что понатыканы. Сегодня мы можем авторитетно заявить, что
- сосновый лес за многие годы сильно разросся, но:
- сейчас в лесу есть огромные горелые участки, на картине горелых стволов нет
Колорит картины летний, а вот осенью крымские предгорья разноцветные, как любой лес (кроме елового, само собой), горы же покрываются снегом и прячутся в облака. Та облачная шапка, что изображена над Ай-Петри, вряд ли перейдет на море и на берег — так горы защищают известное курортное место от непогоды.
Зимой, впрочем, тоже.
Нет, явно неудачный момент был выбран Левитаном :) Вовсе не живописный. И к сосновому лесу он, художник, в данном случае приспособился не очень… Но ценность этюда совсем не в этом!
Так и сказали бы в чем ценность, а не про субьективное «приспособился не очень».
Ценность этюда двоякая — это и своего рода документ (можно было бы сфотографировать, конечно), и произведение искусства.