Сочинение по картине «Аленушка Виктора Васнецова»
написано только для 1001kartina.su,
этот текст нельзя размещать на других сайтах.
Но мы сделали кнопки «Поделиться» специально для тех,
кто хочет рассказать об этой картине
на своей страничке.
• • •

В.М. Васнецов должен был, как и его отец, стать священником, но стал художником. Создавая картины для Передвижных выставок и став членом мамонтовского кружка в Абрамцево, он должен был стать бытописателем, но стал тем, чьи картины создали в нашем воображении пространство русской сказки. Действительно, мы воспринимаем нарисованное Васнецовым как «настоящую», «подлинную» сказку. Есть тексты, которые мы знаем с детства – хрестоматийные тексты сказок и былин. А есть «реальность», в которую они превращаются на полотнах Васнецова. Почему это так? Или, лучше спросить: как он этого добился?

Секрет в том, что В.М. Васнецов не рассказывает сказок, не делает иллюстраций к ним, не следует «букве» сказочного текста. Что же он делает? Он показывает нам, КАК он эти сказки СЛУШАЕТ. Он передает живописными средствами, какие картины возникают в его воображении, когда ему рассказывают сказки. И, естественно, эти картины связаны с психологическими глубинами – и проблемами – которые можно было наблюдать в реальной жизни русского народа.

Васнецов, Аленушка

Васнецов, Аленушка

«Дурочка Аленушка» была написана в 1881 году, под впечатлением случайной встречи художника с деревенской простоволосой девушкой на берегу пруда в Ахтырке. Именно так и называлась картина – «Дурочкой», потому что изображена на ней сиротка-юродивая, а кто же еще? Кто же еще, кроме юродивой сиротки, будет убиваться по пропавшему козленочку? Кто же еще отправиться за тридевять земель к бабе Яге, чтоб его спасать? Кто же еще может преуспеть в своем безумном предприятии, кроме юродивой сиротки, которой нечего больше терять и некуда больше идти?

Кто же еще, кроме юродивой сиротки, с ее искренней наивностью, может так пригорюниться, что у каждого русского человека непременно сердце кровью обольется, глядя на эту скорчившуюся фигурку? И кто же еще, кроме русского полу-священника, полу-художника, может ТАК изобразить дурочкину неизбывную сиротскую печаль, что любому русскому она с первого взгляда и до самых глубин ясна, понятна и знакома?

Если сравнить этюды, где изображена сидящая девочка, с девушкой, написанной на окончательном варианте картины, то видно, что момент юродивости художником еще и преувеличен: волосы спутаны, во взгляде – далеко не только грусть и тоска, но и некая одержимость. При этом фигура Аленушки по колориту и настроению идеально вписалась в мрачноватый и таинственный фон: пестрота желтых пятен на юбке повторяется в беспорядочности пятен палых листьев на глади пруда и в желтоватых листьях, еще трепещущих на осине. Недаром здесь, кстати, и осина – дерево боязливое и тревожное. Рыжие волосы дурочки, почти лихорадочный румянец на щеке – буквально светятся на фоне дремучего леса, и свет этот отражается в тех же опавших или пожелтевших листьях.

Все собрано в единство: «осинное» беспокойство, начало осени – как предвестие зимы с ее лютостью, беззащитная босоногость дурочки, голые холодные камни, черный пруд, черная чаща, одержимый, тоскующий взгляд. Мы действительно попали в сказку, потому что больше нигде ТАК не бывает. Но, заметьте, нам эту сказку не рассказывают – мы ее просто «видим изнутри» — вот как оно всё было, когда эта сказка когда-то, кем-то, кому-то рассказывалась…

Е. Нистратова специально для 1001картина.su

Краткое описание картины Аленушка Виктора Васнецова

ОтстойРулезз (+2 рейтинг картины, 2 голосов)
Загрузка...

Аленушка Виктора Васнецова: Один комментарий

  1. Уведомление: Сочинение по картине Иван-царевич на сером волке Виктора Васнецова * 1001 картина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *