• • •

Глядя на картину И.Е. Репина, я часто спрашиваю себя: за что на самом деле ратовал художник – за «спасение народа» или за принципы искусства? Был ли он революционером в революции или революционером в живописи? Или одно без другого в те пассионарные времена было невозможно?

Ни одна рецензия не обходится без слов «естественность, убедительность, психологизм» и им подобных: сцена возвращения «народного заступника» с каторги домой изображена как семейная, если не сказать – бытовая, драма. И для этого использован целый арсенал художественных средств.

И. Репин, Не ждали

И. Репин, Не ждали

Например, композиция. Взяв обычную прямую перспективу для построения пространства комнаты, Репин срезал часть сцены рамой, создавая впечатление присутствия зрителя внутри картины. Этот прием был известен еще немцам эпохи Ренессанса – его можно обнаружить в гравюрах Дюрера, однако русская академическая живопись предпочитала торжественную репрезентативность «высокого штиля». Изображенное в подобном ключе, возвращение каторжанина превратилось бы в мифологическую сцену, лишенную даже малой толики реализма. У Репина все естественно: зритель, находящийся у задней стены комнаты, видит ее не как театральную сцену, на которой все нарочито развернуто лицом к нему; нет, он здесь – случайный наблюдатель (подглядываем в замочную скважину, ага?), которому открыто не все: например, фигура пожилой женщины в черном заслоняет ту, которая сидит у фортепьяно…

Кстати, о реализме. Репин – один из столпов этого стиля, поднявших реалистическое изображение на должную высоту. Внимательно рассмотрев его манеру живописи, мы убедимся, что искусство реалистичного изображения – это искусство рефлекса. В чистом виде мы находим его у импрессионистов, отказавшихся от перспективы, придающей картине рационалистическую устойчивость. «Мир устойчив и имеет прочные основания,» — говорит перспектива. «Мир текуч: всё превращается во всё,» — говорят рефлексы. Устойчивость обывательского, бытового существования на картине Репина несомненна, однако знакомые предметы – это то, чем делают их отражения света.

Писать рефлексами – это значит полагать, что мир состоит из игры света и цвета. Мир комнаты, в которую входит «не сломленный годами каторги революционер», это мир, созданный солнечным светом и отражениями зеленеющих деревьев на полу и стенах. Даже если бы сквозь стекло балконной двери не было бы видно зелени, мы все равно догадались бы, что на улице – весна. Это очевидно – по характеру зеленых рефлексов, ложащихся буквально на всё, что находится в комнате. Собственно, если б не весенний свет, непрошеным ворвавшийся в комнату (его, судя по трауру старой женщины, фигура которой буквально перечеркивает все остальное, тоже не ждали!), художнику не удалось бы передать впечатление несломленности, обновления и надежды. Вот она, революция!

Е. Нистратова специально для 1001картина.su

Краткое описание картины Не ждали Ильи Репина

ОтстойРулезз (+2 рейтинг картины, 2 голосов)
Загрузка...

Не ждали Ильи Репина: 2 комментария

  1. Уведомление: Не ждали | Акварель

  2. Уведомление: Сочинение по картине Тихая обитель Исаака Левитана * 1001 картина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *